Жизнь на Корфу
Жизнь на Корфу
Мифы Корфу

Согласно традициям Корфу был гомеровский о. Схерия, где феаки очень гостеприимно встретили Одиссея при его возвращении на родину из Трои. Феаки считались одним из блаженных народов, близких к богам, как гипербореи, эфиопы, лотофаги. Согласно «Одиссее» Гомера, корабли феаков не имели рулей, так как могли понимать мысли кормщиков и сами плыли по указанным маршрутам. По мнению Гомера на острове был только один город и две гавани. Земля Корфу была плодородна. Особенно выделялся своим великолепием и самыми лучшими плодовыми деревьями сад царя Алкиноя. Одиссей посетил этот остров последним во время своих странствий. Сейчас на острове существуют несколько вариантов места, где он вступил впервые на берег. Но наиболее вероятное – это островок Понтиоконисси (прим. Мышиный остров, над которым сейчас часто пролетают идущие на посадку самолеты с туристами, и который находится напротив мыса Канони рядом с церковью Влахерана) – просто чудное местечко в любое время дня. Этот островок очень сильно напоминает застывший в камне древний корабль. А местом, где Одиссей встретился с Навсикаей (дочерью царя феаков) считается пляж Ермонес,находящийся на западном побережье острова (прим. И как только Одиссей могбыть заброшенным с восточного побережья на западное? Только в мифах и можно это объяснить. Загадка и тайна). Феаки были любимы богами и одарены всеми благами жизни: они отличались живостью, ловкостью, хорошо знали искусство, пляски и гимнастику. По преданию, они ранее жили в Гиперии, рядом с циклопами, но так как подвергались нападениям со стороны своих беспокойных соседей, то сын Посейдона Навсифой, привел их на остров Схерию, где он основал город, построил богам храмы и распределил землю между своими людьми. Или как писал об этом Гомер в 6-ой песне Одиссеи






Жили в прежнее время они в Гиперее пространной
Невдалеке от циклопов, свирепых мужей и надменных,
Силою их превышавших и грабивших их беспрестанно.
Поднял феаков тогда и увел Навсифой боговидный
В Схерию, вдаль от людей, в труде свою жизнь проводящих.
Там он город стенами обвел, построил жилища,
Храмы воздвигнул богам и поля поделил между граждан.

Двор Навсифоя отличался роскошью, что свидетельствует о том, что Гомер хотел тем самым отметить разбогатевший от морской торговли народ. Основное занятие феаков - мореходство: они плавали быстрее всех, ибо перед всеми остальными людьми пользовались благоволением Посейдона. Стиль правления этого небольшого изолированного государства носил аристократический характер. Алкиной представлял собой такого царя, у которого знатнейшие лица составляли совет, но только такой, при котором они считались друзьями царя, охотно соглашались с его мнениями и любили проводить у него время в веселых пирах. Одиссей испытал на себе величайшую степень их гостеприимства. После того как он удостоился самого ласкового и заботливого обхождения, его наконец благополучно переправили на феакском корабле в Итаку.

Остров также известен как место, где нашли укрытие спасавшиеся от преследования флота Колхиды аргонавты, после того как они захватили Золотое руно. Таким образом в мифах особо подчеркивается гостеприимство феаков (которое благополучно сохранилось до наших времен!), а также их мореходные искусства.

Считается, что именно Корфу был тем местом, где Геркулес провел ночь с Наядой Мелитой Naiad Melite) перед совершением своих знаменитых десяти подвигов. Результатом этой любви был Хиллис (Hyllus, Hyllas, Hylles) - вождь Гераклитов. Происхождение названия острова также имеет мифические корни. Название Керкира (или Керкора) связано с 2-мя главными символами воды: Посейдоном (Poseidon) – богом моря и Асопосом – богом реки. Согласно мифу Посейдон влюбился в нимфу Керкора – дочь бога Асопоса и речной нимфы Метопы(Metope), похитил ее (в те времена это частенько случалось, и сам Зевс делал это не раз). Посейдон доставил Керкору на безымянный до того времени остров, и дал этому острову имя Керкора, который со временем превратился в Керкиру. Скоро у них родился ребенок, который получил имя Феак (Phaiax), а все жители этого острова поэтому стали называться Феаками.

Название Корфу получило свое происхождение от Корифо, которое в свою очередь пошло от “двухвершинного” акрополя, стоящего перед современным городом. Из Корифо образовался западный Corfou или Корфу.

alt
Аргонавты с золотым руном
alt
Пляж Эрмонес, где согласно мифу дочь царя Алкиноя Нафсикая встретилась с Одиссеем
 

Название Корфу получило свое происхождение от Корифо, которое в свою очередь пошло от “двухвершинного” акрополя, стоящего перед современным городом. Из Корифо образовался западный Corfou или Корфу.

Некоторые мифы Корфу по книге Συντομη ιστορια της Κερκυρας (Краткая история Керкиры), автор – Σπυρος Κατσαρος, издано в 1966 году, Керкира. Перевод с греческого выполнен с помощью Марты Вавренюк. Большое ей спасибо!

1. Космогония - Κοσμογονια

В греческой мифологии упоминаеться одна из версий о происхождении острова. Кронос (в древнегреческой мифологии— титан, младший сын бога Урана (неба) и богини Геи (Земли)) для укрепления своей власти отрезал гениталии своего отца Урана и бросил их в море. Из семени и крови кастрированого Урана, воссоединившись с морской пеной, родилась Афродита. А гениталии впоследствии закаменели, возник холм и именно на этом холме предположительно сейчас находиться Старая Крепость Керкиры.

2. Названия в произведениях - Ονομασεις

Корфу упоминается в мифологии и в других работах под такими именами:

Схерия (Σχερια);
Феакия (Φαιακια);
Дрепани Арпи (Δρεπανη η Αρπη);
Макри (Μακρη);
Кассиопея (Κασσωπαια).

На более длительный период сохранилось названия острова Коркура (Κορκυρα), которое со временем изменилось на Керкира (Κερκυρα).

3. Миф о Коркура - Ο μυθος της Κορκυρας

Согласно мифологии Посейдон – бог моря, влюбился в Коркуру, дочь Асопа (бога реки). Он украл ее и для наслаждения радостями любви принес на остров, который потом и назвал в ее честь – Коркура, что позже превратилось в Керкира. От этого союза у них родился полубог сын – Феак (Φαιακων). Остров в те времена также называли Феакия, а жителей - феаками.

В средневековье название Феакиа и Коркура перешло в Корфи. Это название дали Фрагки (Французы), владевшие островом на протяжении 530 лет.

Между мифом и историей – Αναμεσα στο μυθο και την ιστορια

1. Аргонавтика - Αργοναυτικα

Как писал Аполлоний Родосский в своем произведении «Агронавтика», агронавты после многих приключений возвращались домой, но их преследовали колхидцы (Κολχοι). Аргонавты совершили остановку на острове Феакия. Феаки встретили их с большими почестями и радостью. Но вместе с агронавтами прибыли и колхидцы. Так как на чужой земле было запрещено воевать, то колхидцы запросили у царя феаков отдать им Медею (дочь Колхидского царя), сбежавшую вместе аргонавтами после похищения Золотого Руна.

Примечания: по сочинению «Агронавтика» - царь Феаков Алкиной (Αλκινοος), его жена - царица Арити (Αρητη).

Алкиной был отцом Навсикаи (Ναυσικας), о которой будет рассказано Гомером (Ομηρικα) около века спустя в его произведении “Одиссея”.

В одном мифе говорится о том, как поступил царь Алкиной, когда колхидцы потребовали отдать Медею.

В то время Медея ищет защиты у царицы Арити, чтобы ее не вернули обратно. Арити понравилась Медея и она просит у мужа защиты для нее. На что царь Алкиной ответил, если Медея девственица и она сама попросит вернуться к колхидцам, то тогда так и будет, но если она была отдана Ясону добровольно отцом, тогда по закону принадлежит ему как жена.

Поздно ночью царица все приготовила и рано утром Ясон и Медея поженились в пещере в порту Феакии. После этого началось приготовление к свадебным гуляниям. Агронавты растелили Золотое Руно, одели венки на головы, Орфей (Ορφεσς) играл свадебный гимн на лире. Феаки радостно приветствовали молодоженов, женщины несли дары невесте – ткани и украшения, мужчины – вино, телков и баранов. Царь узнал о свадьбе и сообщил колхидцам, что не отдаст Медею.

Феаки гостеприимно принимали аргонавтом на своей земле (не указано сколько времени), щедро одарили их, и перед отъездом аргонавтов домой Арити также подарила Медее 12 своих служанок.

Другой миф гласит, что колкидцы боясь гнева их царя, если они не вернутся с Медеей, остались на Керкире, основали свой город на острове и со временем породнились с феаками.

2. Гомер (Ομηρικα)

Сочинение Одиссея Гомера рассказывает, что после 10 лет блуждению по морям, корабль Одиссея терпит крушение возле берегов Схерии. Правителем в те времена был царь феаков Алкиной.

После долгой борьбы с волнами Одиссея выносит на берег острова, где он пролежал много часов.

Дочь царя Навсикая в то время играла со слугами на берегу моря в мяч. Одиссей проснулся от их веселья и криков. Слуги, увидев его, испугались и убежали, а Навсикая храбро подошла к Одиссею, и он попросил ее о помощи. Навсикая дала ему одежды, усадила в свою колесницу и отвезла во дворец своего отца. При этом при вхождении в город Навсикая оставалась невидимой для горожан, чтобы не компрометировать себя в их глазах.

Во дворце гостеприимно приняли неизвестного гостя и пообещали помочь вернуться домой. На следущий день Алкиной устроил большой банкет в честь незнакомца, устроили состязания с метанием ядра (что было популярно в те времена), и сам Одиссей принимал участие в этих играх. По окончанию царь подарил Одисею одежду из золота и золотой кубок. 12 лордов царя подарили каждый по золотой монете. Во время празднования слепой музыкант Демодок (Δημοδόκος) играл на лире и пел героические песни. Затем Одиссей признался, что он царь Итаки и путешествует уже многие годы. Алкиной приносит жертву для Зевса, чтоб тот помог Одиссею благополучно вернуться домой, и корабль Схерии отвозит Одиссея в родные земли.

По возвращению корабля домой, Посейдон раздосадованный, что феаки помогли Одиссею, превращает его в камень. (По одной из версий это сейчас островок Понтикониси). Другие авторы пишут (в книге, к сожалению, нет информации какие), что во времена Троянской войны феаки послали на помощь Одиссею свои корабли во главе с военачальником Евхини (Ευχινη). По словам Одиссея, он был очень храбрым воином и Одиссей сравнивал Евхини с Ахиллесом и другими героями тех времен.

3. Миф о Бутроту – Ο μυθος του Βουθρωτου

В мифе говорится, что один из сыновей (имя – Ελενυος) последнего царя Трои Приама (Πρίαμος) после падения города странствовал по морю пока его корабль не причалил к берегам Керкиры.

Еленус вступил на землю острова и решил принести жертву богам свободы – быка. Но бык не был убит с первого раза, животное бросилось в море и поплыло к берегам Албании. Еленус приследовал быка на корабле. На берегу моря (сегодняшней Албании), куда ступил бык, был построен город и назван Бутрото (Βουθρωτου), что значит βου – бык, τρωτον – раненый.

Это был большой и развитой в экономическом отношении город, город-колония Керкиры.

Сейчас название поменялось - вот ссылка.  Или вот другая ссылка на греческую википедию, где содержание отличается от русского (для знающих греческий язык). 

4. Навсифой и Ресенор - Ναυσιτοος και Ρεσινωρ

Есть еще одна легенда, в которой говорится, что во время путешествия Тесея (Θησεας) на Крит (где он сражался и убил Минотавра) капитаном на его корабле был Навсифой - царь феаков (в книге на греческом написано Ναυσιτοο), сын Посейдона с сыном Ресенором (Ρεσινωρ).

Теперь нам известно не только о царе феаков Алкиное, но и о другом мифологическом царе Керкиры Навсифое, а также его наследнике Ресеноре. Реальность происхождения античного Корфу мы неизвестна наверняка, так как до нашего времени дошли только Гомеровские писания о Алкиное и Навсикае.

Все это, конечно, мифы и может быть далеко от того, что большинство разумных людей сейчас называют как реальность.

Но обьединяя мифологию и последние археологические раскопки можно утверждать, что античная Керкира была богатым и развитым островом и корни античной культуры идут с очень далеких времен.

Гиперийская земля, Гиберборея, Атлантида, прибытие Одиссею на Корфу - все это можно попытаться рассматривать и с другой точки зрения. Вот как пишет об этом в своем исследовании Все об Атлантиде Владимир Щербаков:

Гиперийская, или Гиперейская, земля, куда были переселены феакийцы, значит в переводе просто "запредельная", то есть очень далекая, или "верхняя". Ни Гомер, ни другой древний автор не уточняют ее местоположения на географической карте. По поводу острова Схерия тоже нет единого мнения. Одни ученые считают его мифическим, другие отождествляют с современным Корфу, хотя там археологи не нашли ничего подобного тому, что увидел пораженный Одиссей:

   Он изумился, увидевши пристани, в них бесконечный
   Ряд кораблей, и народную площадь, и крепкие стены
   Чудной красы...
 
Итак, феакийцы были жителями процветающей островной державы, искусными ремесленниками, градостроителями и великолепными мореплавателями. Но причем здесь все-таки Атлантида?

 

Автор приводит интересные аргументы в защиту своих выводов. Мне показалась эта книга интересной и захватывающей - читал несколько вечеров, и не мог оторваться! Если кому-то также захочется глубоко окунуться в эту проблему, то книгу автора можно найти здесь.  

 

 

Ссылки

Рейтинг@Mail.ru